Актуальные проблемы Европы

Политический театр на сценах Белградского театрального интернационального фестиваля

Вагапова Н.М.

Вагапова Наталья Михайловна – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ

Аннотация

В статье представлен культурологический и политический анализ деятельности Белградского интернационального театрального фестиваля (БИТЕФ) – значимого театрального, общекультурного и общественного явления в Сербии, на Балканах / Юго-Восточной Европе, да и во всей Европе в целом. До распада СФРЮ (1991–1992), будучи официальной витриной самоуправленческого социализма, фестиваль являлся в то же время одним из самых представительных смотров новых театральных тенденций в Европе. В нем принимали участие труппы стран Востока и Запада – За-падной и Восточной Европы, СССР, США, Латинской Америки, Китая, Японии. Не являясь по определению фестивалем политического театра, БИТЕФ благодаря нравственной и гражданской позиции его основателей и руководителей М. Траилович и Й. Чирилова стал территорией эстетического и социального свободомыслия на пространстве СФРЮ и в соседних социалистических странах. Организаторы БИТЕФа находили возможность предоставлять свою площадку театральным «диссидентам» с их спектаклями, посвященными переосмыслению современности и недавнего прошлого в любых жанрах. В период существования СРЮ (1992–2003) БИТЕФ стал ежегодной культурной манифестацией, оппозиционной по отношению к находившимся у власти режимам в Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, политическая повестка которых строилась на идеологии шовинизма и изоляции от внешнего мира. В это время составители программ фестиваля стали придавать особое значение спектаклям политической и социальной направленности. Многие театры из Сербии, а также из бывших соседей по югославской федерации, а ныне новых неза-висимых государств, в своих постановках предлагали не столько поли-тическую, сколько моральную и мировоззренческую альтернативу этническому национализму, милитаризму и политической нетерпимости. С 2006 г. в независимой Республике Сербии БИТЕФ стремился не только возродить традиции сербского театра, но и сохранить лучшие традиции театрального искусства народов бывшей Югославии, помещая их в контекст общеевропейского и общемирового развития театра и культуры, идеологии и философии, литературы, эстетики, этики. Принципиально выступая против национализма и милитаризма с позиций гуманизма, БИТЕФ играет выдающуюся роль в формировании общественных настроений в Сербии, в ослаблении и преодолении конфликтности, в нормализации отношений между народами распавшейся Югославии, в создании атмосферы свободы и толерантности.

Ключевые слова

Югославия, Сербия, Балканы, Белград, театр, М. Траилович, Й. Чирилов, культура, национализм, гуманизм, социальные проблемы.

Скачать текст статьи