Гольбрайх Владимир Беньяминович – кандидат социологических наук, научный сотрудник сектора социологии власти и гражданского общества, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН; Санкт-Петербург)
Социальные медиа являются важными источниками информации о различных социально-политических проблемах, в том числе о проблемах здоровья и здравоохранения. Социальные сети стали центральной платформой для распространения антипрививочных взглядов. Настоящее исследование посвящено анализу того, в какой степени конфликт вокруг введения QR-кодов во время пандемии COVID-19 стал повесткой дня в крупнейшем социальном медиа России – «ВКонтакте». В рамках исследования рассматривались несколько типов виртуальных сообществ «ВКонтакте»: 1) виртуальные сообщества, созданные сторонниками антивакционного движения; 2) сообщества КПРФ; 3) территориальные виртуальные сообщества. Для анализа постов и комментариев был использован метод контент-анализа. Исследование показало, что тема протестов против вводимых QR-кодов присутствует в самых различных виртуальных сообществах. При этом анализ выявил слабое цифровое сетевое участие пользователей в таких формах цифрового участия, как репосты и ком-ментарии во всех типах виртуальных сообществ. Исследование обнаружило существенное различие между «антивакционными» сообще-ствами и сообществами КПРФ, с одной стороны, и территориальными сообществами – с другой, в использовании их для мобилизации граждан в протестных действиях против вводимых QR-кодов. В статье показано, что российские социальные сети, как и социальные медиа в других стра-нах, продолжают оставаться ресурсом для привлечения внимания граждан к конфликтам вокруг таких проблем, как введение QR-кодов в ходе пандемии COVID-19. Виртуальные сообщества являлись публичными площадками, на которых велась ожесточенная дискуссия в связи с принимаемыми властями мерами. Анализ показал, что аргументы, высказываемые российскими антивакционистами, в целом не отличаются от аргументов их единомышленников в других государствах.
антивакционное движение, COVID-19, QR-коды, социальные медиа, протесты, цифровое участие.
Скачать текст статьи