Актуальные проблемы Европы

Новая «война» прусского учителя. Система школьного образования ФРГ и проблема интеграции иммигрантов

Белинский А.В.

Белинский Андрей Викторович – кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН

Аннотация

В статье рассматривается проблема интеграции мигрантов из стран Магриба и Турции в систему школьного образования ФРГ. Первой проблемой, с которой приходится сталкиваться школьникам арабского или турецкого происхождения является языковой барьер, обусловленный как замкнутостью мигрантской общины, так и достаточно высокой концентрацией учащихся (75-80%) из арабских и турецких семей в классах. В свою очередь, слабое знание языка затрудняет освоение школьной программы и уменьшает шансы на получение качественного образования. Не меньшие сложности с интеграцией мигрантской молодежи возникают из-за культурных и религиозных различий, которые порой становятся непреодолимой преградой интеграции. Особенно острыми являются проблемы насилия и распространения радикального салафизма в школах, с которыми ни учителя, ни школьная администрация пока не справляются. Кроме того, практика показывает, что нынешняя система образования ФРГ с ее ранним разделением учеников по различным типам школ (гимназия, основная школа, реальное училище) является достаточно негибкой и во многом способствует сегрегации учеников арабского и турецкого происхождения. Практика показывает, что большинство учеников турецкого или арабского происхождения либо заканчивают только основную школу, либо остаются без аттестата. Данная ситуация опасна не только тем, что лишает мигрантскую молодежь шансов на получение достойной работы, но и создает социальную напряженность в обществе. В конце статьи делается вывод о том, что только совместная работа органов государственной власти, школы и представителей мигрантских общин способна переломить ситуацию.

Ключевые слова

интеграция мигрантов, система среднего образования, ФРГ, гимназия, салафизм.

Скачать текст статьи