Яковлев Петр Павлович – доктор экономических наук, главный научный сотрудник, ИНИОН РАН
Одной из главных, определяющих характеристик современного этапа геополитических и геоэкономических трансформаций является обострение конкурентной борьбы между основными центрами мировой экономической мощи и политического влияния – Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Китайской Народной Республикой. Многочисленные факты убедительно свидетельствуют, что конкуренция между этими глобальными акторами приближается к своему апогею и развернулась по всем направлениям: это конкуренция за контроль над наиболее емкими международными потребительскими рынками, самыми богатыми источниками критически важных сырьевых ресурсов и энергоносителей, максимально перспективными производственными активами, узловыми инфраструктурными объектами, включая уже существующие и строящиеся морские порты. Наряду с другими макрорегионами Глобального Юга (Азией и Африкой), в фокусе стратегического внимания «большой геополитической тройки» находится и Латинская Америка (или Латино-Карибская Америка, ЛКА), занимающая важное геостратегическое положение в Западном полушарии и в достатке обладающая природными, человеческими и промышленными ресурсами, необходимыми для развития глобальной экономики на этапе очередного технологического перехода. В течение двух столетий Соединенные Штаты и ведущие европейские державы (Великобритания, Германия, Франция, Испания) экономически и политически доминировали в ЛКА, но в XXI в. они столкнулись в этом регионе с мощной экспансией крупнейших китайских банков, а также промышленных, сырьевых и строительных корпораций КНР и вынуждены «сдавать» одну позицию за другой. Развитие данного тренда формирует в Латинской Америке новую геостратегическую ситуацию, ставит перед правительствами и деловыми кругами стран региона сложные проблемы политического и торгово-экономического выбора.
Европейский союз, США, Китай, глобальная конкуренция, геостратегическое значение Латинской Америки, энергоресурсы, горнорудное сырье, промышленный потенциал, портовая инфраструктура.
Скачать текст статьи