Чернега Владимир Николаевич – доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, главный научный сотрудник, ИНИОН РАН
Применительно к европейской интеграции парадокс Франции состоит в том, что, с одной стороны, эта страна стояла у истоков самой идеи интеграции и до сих пор считается одним из ее двигателей, с другой стороны, – во Франции не прекращалась и не прекращается острая борьба вокруг вопроса о формах и целях интеграционного процесса. Основатель и первый президент Пятой республики Ш. де Голль рассматривал ЕЭС лишь как союз суверенных государств («союз наций»), и его позицию поддерживала голлисткая партия, являвшаяся его опорой в парламенте. В то же время другие силы (в частности, социалисты, право-либеральная Республиканская партия и ее наследники) неизменно выступали за укрепление наднациональных институтов ЕЭС, трансформированного в ЕС в 1992 г. Постепенно голлистская партия также отошла от установки на создание «союза наций», слилась с преемниками Республиканской партии и в конечном счете приблизилась к «европеистам», которых с 2017 г. олицетворяет президент Э. Макрон, продвигающий идею превращения ЕС в «державу Европу». Вместе с тем на правом фланге политического спектра Франции укрепила свои позиции партия Национальный фронт (с 2018 г. – Национальное объединение), поначалу требовавшая выхода Франции из ЕС, а ныне ратующая за сохранение Пятой республикой максимального суверенитета в рамках объединения. По прогнозам, нынешний лидер Национального объединения Ж. Барделла имеет шансы победить на президентских выборах в 2027 г. Если это произойдет, продвижение ЕС к «державе Европе», скорее всего, окажется под вопросом.
европейская интеграция, «держава Европа», позиции партий, эволюция наследников голлизма, «европеизм» Э. Макрона, «суверенизм», Национальное объединение.
Скачать текст статьи